ДОКЛАД

«Организация антикоррупционной деятельности

в Министерстве финансов Ульяновской области в 2021 году»

 

 

Ведомственная программа по противодействию коррупции на 2019-2024 годы, утверждена приказом Министерства финансов Ульяновской области
от 08.02.2019 № 10-пр.

Программа разработана на основе и во исполнение Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области», а реализация мероприятий Программы направлена на решение задач, определённых Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018
№ 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»,
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021
№ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы».

 

Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:

- минимизация коррупционных рисков в деятельности Министерства, снижение уровня коррупции;

- устранение причин возникновения коррупционных проявлений.

 

Исполнители Программы - структурные подразделения Министерства, комиссия по противодействию коррупции в Министерстве финансов Ульяновской области, Молодежный совет Министерства финансов Ульяновской области, Молодежное министерство финансов Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение «Областное казначейство».

 

В 2021 году в Министерстве были проведены следующие мероприятия:

 

1. В целях снижения коррупциогенности законодательства Ульяновской области Министерством продолжается работа по антикоррупционной экспертизе всех разрабатываемых Министерством нормативных правовых актов.

 

Так, в 2021 году на официальном сайте Министерства размещёно 53 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области
(из которых 37 - проекта постановлений Правительства Ульяновской области, 3  проекта указа Губернатора Ульяновской области, 13 проектов законов Ульяновской области), разработчиком которых является Министерство, с указанием срока и адреса для внесения предложений и замечаний по проектам.

Юридическим отделом ведётся работа по антикоррупционной экспертизе всех разрабатываемых Министерством нормативных правовых актов. Так за отчётный период было проведено 127 антикоррупционных экспертизы, из них 74 экспертных заключений на проекты приказов Министерства, 53 заключений на проекты нормативных правовых актов.

Кроме того, регулярно проводится ревизия принятых нормативных правовых актов, разработчиком которых является Министерство на соответствие их действующему законодательству, в том числе законодательству о противодействию коррупции.

 

2. В целях обеспечения активного участия представителей институтов гражданского общества и граждан в противодействии коррупции на официальном сайте Министерства регистрируются обращения граждан, размещаются проекты и принятые законы и нормативные правовые акты, разработчиком которых является Министерство финансов.

Кроме того, проекты разрабатываемых Министерством правовых актов размещаются и на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области.

Кроме того, на официальном сайте Министерства продолжает функционировать система «обратной связи» с населением, которая позволяет населению участвовать в реализации антикоррупционной политики, проводимой Министерством финансов Ульяновской области, а также сообщать об известных гражданам фактах проявления коррупции в Министерстве.

Регулярно проводятся социальные опросы по вопросам коррупции, выявляется общественное мнение, участие в опросах приняло более 600 человек.

 

3. В целях создания системы противодействия коррупции в Министерстве:

1) в Министерстве приняты все необходимые нормативные правовые акты в целях обеспечения соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством по противодействию коррупции. Юридическим отделом проводится постоянный мониторинг законодательства и, при необходимости, вносятся изменения в нормативные правовые акты;

2) организовано проведение переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Министерства, в должностные обязанности которых включены обязанности по реализации антикоррупционного законодательства, а также государственных гражданских служащих Министерства участвующих в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в целях предотвращения нарушения ими законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также уменьшения количества нарушений указанного законодательства, повышения уровня профессиональной компетентности.

Так, ответственное должностное лицо за антикоррупционную политику в Министерстве дважды принимала участие в проведении семинар-совещания по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и в семинар-совещании о предотвращении и урегулировании ситуации конфликта интересов организованными Управлением по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области;

3) государственные гражданские служащие Министерства
и 1 работник подведомственного учреждения Министерства, входящие в состав контрактной службы прошли тестирование на предмет выявления уровня знаний законодательства о контрактной системе.

4) в марте-апреле 2021 года в Министерстве были организованы консультативные часы по вопросам представления государственными гражданскими служащими Министерства сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Министерства, супругов и их несовершеннолетних детей.

5) на постоянной основе ведутся консультации государственных гражданских служащих Министерства финансов Ульяновской области по всем возникающим вопросам антикоррупционного законодательства;

 

4. В целях создания и реализации внутриведомственных антикоррупционных механизмов, включая совершенствование кадровой политики и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликтов интересов:

- проведено 1 заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов по вопросу рассмотрения результатов проверки Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный 2020 год государственных гражданских служащих Министерства.

В целях обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов рекомендовала Министру финансов Ульяновской области применить к 1 государственному гражданскому служащему дисциплинарное взыскание в виде замечания.

 

5. В целях снижения коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Министерства финансов Ульяновской области и Ульяновской области:

1) в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом
от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов:

а) в Министерстве финансов Ульяновской области издано распоряжение Министерства финансов Ульяновской  области от 18.09.2020 № 52-р
«Об определении ответственного за осуществление функций, связанных
с предупреждением коррупции при осуществлении закупок в Министерстве финансов Ульяновской области»;

б) опредёлен круг лиц служащих (работников) участвующих в осуществлении закупки;

в) составлена база типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности);

г) проведена оценка знаний (в виде теста) служащих, которые участвуют в осуществлении закупок, по вопросам связанным с соблюдением ограничений   и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным     законом от 25.12.2008.№ 273–ФЗ «О противодействии коррупции»;

д) служащими, которые участвуют в осуществлении закупок, предоставлены декларации о возможной личной заинтересованности.

2) в соответствии с Методическими рекомендациям по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд:

а) издано распоряжение Министерства финансов Ульяновской области «О некоторых мерах по выявлению и минимизации коррупционых рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в Министерстве финансов Ульяновской области», которым утверждены:

- блок схема процедуры осуществления закупки в Министерстве финансов Ульяновской области;

-реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок;

-план мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок.

3) по итогам 2021 года

а) проведена оценка коррупционных рисков, возникающих в деятельности Министерства в период с 01.01.2021 по 01.12.2021.

Для проведения оценки были рассмотрены контракты, заключённые в 2021 году, а так же был рассмотрен план-график закупок товаров, работ, услуг на 2021 финансовый год и на плановый период 2022-2023 годов.

По состоянию на 01.12.2021 в Министерстве было заключено 56 контрактов. В том числе: 9 контрактов были заключены путём поведения электронных процедур, 6 контрактов заключены через электронный магазин.

Все закупочные процедуры проводятся в соответствии с разработанными блок-схемами: закупки товаров, выполнение работ, оказания услуг конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Контрактной службе рекомендовано:

- стремиться к увеличению доли закупок через электронные магазины, т.к. эта мера позволяет исключить  коррупционные риски. Такая  форма закупок делает обмен документами максимально прозрачным и позволяет снизить затраты, а так же является одним из показателей борьбы с коррупцией.

- при выборе способа закупки тщательнее проводить подготовительную работу на стадии планирования. И только в том случае, когда обстоятельства вынуждают заключить контракт с единственным поставщиком, выбирать неконкурентный способ закупки.

- пользоваться разными методами определения цены контракта для её грамотного  расчёта  и обоснования. 

б) осуществлён мониторинг исполнения должностных обязанностей служащими Министерства, осуществляющими закупочную деятельность.

В результате проведения мониторинга случаев обращения к работникам в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений не установлено. Служащие  участвующие в осуществлении закупки имеют высшее профессиональное образование, обладают необходимыми теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Последнее повышение квалификации в сфере закупок было в 2020 году.  Признаков, характеризующих коррупционное поведение, в действиях служащих не выявлено. Волокита при принятии решений, связанных с закупочными процедурами отсутствует, все закупки осуществляются в сроки, согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг. При осуществлении  малых закупок у единственного поставщика, все процедуры проводятся в соответствии с 44-ФЗ. Участники закупочного процесса ответственно подходят к своей работе. Факторов, способствующих ненадлежащему исполнению должностных обязанностей либо превышению должностных полномочий, не выявлено.

Всеми служащими участвующими в осуществлении закупки заполнены декларации о возможной личной заинтересованности.

Рекомендовано: регулярное повышение квалификации участников закупочных процедур.

Рекомендовано так же работникам областного государственного казённого учреждения «Областное казначейство» провести аналогичную работу в своем учреждении.

 

6. В соответствии с приказом Министерства финансов Ульяновской области от 17.01.2017 № 07-пр «Об утверждении порядка организации внутреннего финансового контроля в Министерстве финансов Ульяновской области» в Министерстве сформирована карта внутреннего финансового контроля.

В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляют контрольные действия постоянно при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Информация о выявленных в процессе осуществления внутреннего финансового контроля рисках, недостатках, нарушениях при осуществлении операций и выполнении внутренних бюджетных процедур незамедлительно направляется руководителями структурных подразделений в виде служебной записки Министру финансов Ульяновской области для принятия им соответствующих решений. 

В отчётный период контрольными (надзорными) органами не выявлялись случаи нецелевого, неправомерного и (или) неэффективного использования государственными гражданскими служащими Министерства государственного имущества, бюджетных средств.

 

7. Не менее значимой целью ведомственной программы противодействия коррупции является участие Министерства в организационном обеспечении антикоррупционной политики в Ульяновской области.

Министерство активно принимало участие в проводимых «Неделях антикоррупционных инициатив».

В рамках «Недель антикоррупционных инициатив» Министерством финансов Ульяновской были проведены следующие значимые мероприятия:

1) организация и проведение обучающего семинара на тему «Организация и проведение онлайн-семинара на тему «Исторические факты о коррупции» для учащихся образовательных учреждений 8,9,10 классов  муниципальных  образований Ульяновской области» представителями Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области;

2) интернет-акция «Честный регион – достойное будущее!» #япротивкоррупци, участниками которой были сотрудники Министерства финансов, казенного учреждения «Областное казначейство», а также представители Молодежного Министерства финансов;

3) проведение «Прямой телефонной линии» по вопросу разъяснения антикоррупционного законодательства и сбору предложений от граждан по повышению эффективности антикоррупционной деятельности в Ульяновской
области;

4) прямые эфиры в социальных сетях «ВКонтакте», «», «Одноклассники» по актуальным вопросам повышения финансовой грамотности;

5) ведение рубрик в социальных сетях Вконтакте и , посвящённых деятельности Министерства финансов Ульяновской области в части повышения финансовой грамотности, каждый житель региона может узнать об интересных направлениях работы.

Министерство участвует в информационном обеспечении антикоррупционной политики в Ульяновской области.

Пресс-секретарём Министерства регулярно проводится мониторинг печатных и электронных средств массовой информации и социальных сетей в целях выявления материалов о коррупционных проявлениях в Министерстве и подведомственных ему учреждений и размещение результатов их рассмотрения на официальном сайте в сети «Интернет».

 

 

__________________